Home » Рекомендации педагога-психолога

Рекомендации педагога-психолога

19.02.2016 г.

Учим детей самостоятельности

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам».
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе — если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку — он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра — это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
   Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Используйте наши советы и ваш ребенок станет на много самостоятельнее и  увереннее в своих поступках!


 21.10.2015г.

 

Психологи советуют «Как вырастить оптимиста»

  1. Прививайте ребенку уверенность в том, что все, что он делает, важно.

У детей, постоянно чествующих родительскую поддержку, больше веры в себя. Когда вы успокаиваете своего расплакавшегося малыша или приходите на концерт с его участием, вы даете ребенку уверенность, чувство защищенности. Если у него есть ощущение, что о нем заботятся, то, попадая  в незнакомую остановку, он будет испытывать тоже чувство уверенности, ощущение надежного тыла.

     2.Отступайте в сторону.

Дошкольник, требующий позволить ему самому расчесать волосы, скорее всего, начешет себе колтун. Однако чем больше возможностей проявить самостоятельность мы даем своим детям, тем увереннее в себе они становятся  и тем положительнее относятся к самостоятельному решению различных жизненных задач.

  1. Пусть ребенок чувствует себя важной частью «большой жизни»

Уход за собой, помощь по дому  дает возможность  ребенку чувствовать себя важной частью семьи и помогает поверить в себя. Давайте  малышу посильные задания, например пусть в  его обязанности входит раскладывать  хлеб  и кормить  кошку.

4. Позвольте ребенку самому принимать решения.

Дети, привыкли думать сами  себе в состоянии  лучше контролировать свою жизнь. Нужно много тренироваться, чтобы делать правильный выбор. Поэтому как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать, предлагая соответствующие его возрасту альтернативы.

5. Обьясните ребенку, что результат всегда прямо пропорционален приложенным усилиям.

Внушайте ребенку чувство оптимизма, обращайте внимание на его усилия, а не на продукт этих усилий. Говорите: «Ты, верно, очень хорошо постарался, раз хорошо выполнил  поделку!» Если ребенок сделал что-то хуже, чем надо , то обсудите с ним, каким образом он смог бы улучшить свои результаты. Хвалите его за усидчивость и всегда отмечайте, что успех-это результат его собственных действий, а не случайной удачи.

 

  1. Научите его отвлекаться от негативных мыслей.

Дети, воспринимающие каждую свою неудачу как подтверждение того, что им никогда ничего не удастся, думающие, что мир настроен против  них, и  чувствующие свою вину  за негативные  события, на которые  они никак не могли бы повлиять , больше всех остальных подвержены депрессиям.

Оптимисты склонны воспринимать ход вещей иначе, чем пессимисты. Когда случается что-то негативное, оптимисты не видят в этом своей вины. Они ищут другие объяснения  и пытаются  понять, как в следующий раз можно будет  избежать  этой ситуации.

Негативное мышление можно победить юмором. Можно  научить ребенка придумывать смешные небылицы о том, что могло  бы быть  хуже, чем то, что случилось. Тогда все превращается  в веселую игру, и ребенок забывает о тех досадных событиях, которые с ним произошли.

Материал подготовлен, по результатам  работы творческой группы педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений Омского муниципального района.

 

 

 


 

«Как провести лето с ребенком».  

          Лето – время отдыха  и особенно этой поре радуются дети. Многие родители задумываются, чем занять дошкольника летом, как организовать его досуг с пользой?

Первое, что следует обеспечить ребенку – это режим дня. Важно, чтобы дошкольник учился организованности и планированию своего дня. Не секрет, что большую часть времени летом дети любят проводить на улице, поэтому неотъемлемой частью распорядка дня должны стать развлечения на свежем воздухе.

Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное — подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам.

Рекомендации:

Игры с песком и водой

Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.

Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.

Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с природой

Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.

В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.

Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

Если на улице плохая погода, можно организовать игры в домашних условиях.

В домашних условиях, можно использовать множество игр:

  1. Пальчиковая, артикуляционная гимнастика;
  2. Рисование, лепка, аппликация;
  3. Прослушивание мелодии, разучивание песенки, ритмика;
  4. Игры с простыми  геометрическими фигурами  (блоки  Дьенеша);
  5. Игры с водой;
  6. Игры в картинках;
  7. Ролевые игры (домик, магазин  и. т. д);
  8. «Куб форм», «Разрезные картинки», «4-ый лишний»;
  9. Игры с кубиками, матрешками, пирамидками и т.п.

Коллективные игры на свежем воздухе.

Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям младшего школьного возраста особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: салки, прятки, светофор, игра «Кто сильнее?» и пр.

Вообще, польза коллективных детских игр не вызывает сомнений. Такие игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время. Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей.

Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.

И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!

 


Развитие  речи у  детей 

 

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей.

Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо …

Скачать  razvinie rechi


 

Новогодние праздники вместе с ребенком

 

         Дорогие родители, впереди нас ждут 10 дней новогодних праздников. Выделите время общению с ребенком.

Children opening Christmas gifts

Советы для родителей:

– Сходить с ребенком на Новогоднее представление или на детский спектакль.

А после обязательно обсудите с ребенком, что он видел: какие были главные герои, что они делали, что чувствовали, положительные это герои или отрицательные. Пусть ребенок перескажет сюжет бабушке (папе, сестре). Спросите, что еще запомнилось ребенку. Расскажите, что на Вас произвело наибольшее впечатление. Пусть дома ребенок нарисует главных героев или какую-нибудь сценку, поиграет в такую же сказку или придумает свое продолжение…

 Скачать   Советы психолога

Счастливого Нового года и Рождества!